Человек рожден не для счастья, а для того, чтобы научиться быть счастливым самостоятельно. Будь джедаем!
Заключение.
В своей трактовке образов Воланда, Иешуа и Пилата—самых ярких Евангельских образов—мне хотелось встать на сторону исследователей, полагающих, что дьявол все-таки дьявол, а не справедливый судья грешников, а Бог, не имеющий никакого отношения к Иешуа,—велик и всесилен. Когда я впервые читала роман, меня шокировали эти персонажи (особенно кощунственный Иешуа) и было теперь интересно попытаться найти оправдание своей симпатии к роману.
Булгаков был религиозным человеком, который не мог издеваться над Христом. Он отказывался писать антирелигиозные пьесы по заказу партии, так стал бы он в этом случае добровольно топать ногами образ Бога, подобно необразованному Иванушке?
Мы привыкли думать, что Воланд—самый обаятельный персонаж романа, безусловный гарант справедливости, воздающий всем по заслугам; что Иешуа—проповедник высшего морального закона, булгаковский образ видел идеального человека; Понтий Пилат всего лишь «жестокий пятый прокуратор Иудеи». Но это—только видимость. Иногда кажется, что булгаковеды настолько стремятся найти в романе что-то необычное и спрятанное глубоко, что забывают о том, что лежит на поверхности.
Однако именно обвинения церкви, предъявленные Булгакову, поверхностны. Они не учитывают его биографию и неправильно трактуют мотивы, которые подвигли писателя к созданию «Мастера и Маргариты». Последний роман М.А. Булгакова—не отрицание Христа, не поддержка гонений на церковь, а обличение общества, пропитанного атеизмом, где властвует Воланд.
«Мастер и Маргарита»--роман загадочный. В нем множество парадоксов и символов. Но, думаю, основная его идея ясно видна—если человек отрекается от Бога, это не дает ему свободы, как говорили атеисты, а ввергает его во власть сатаны, от которого нет защиты, кроме веры.
В своей трактовке образов Воланда, Иешуа и Пилата—самых ярких Евангельских образов—мне хотелось встать на сторону исследователей, полагающих, что дьявол все-таки дьявол, а не справедливый судья грешников, а Бог, не имеющий никакого отношения к Иешуа,—велик и всесилен. Когда я впервые читала роман, меня шокировали эти персонажи (особенно кощунственный Иешуа) и было теперь интересно попытаться найти оправдание своей симпатии к роману.
Булгаков был религиозным человеком, который не мог издеваться над Христом. Он отказывался писать антирелигиозные пьесы по заказу партии, так стал бы он в этом случае добровольно топать ногами образ Бога, подобно необразованному Иванушке?
Мы привыкли думать, что Воланд—самый обаятельный персонаж романа, безусловный гарант справедливости, воздающий всем по заслугам; что Иешуа—проповедник высшего морального закона, булгаковский образ видел идеального человека; Понтий Пилат всего лишь «жестокий пятый прокуратор Иудеи». Но это—только видимость. Иногда кажется, что булгаковеды настолько стремятся найти в романе что-то необычное и спрятанное глубоко, что забывают о том, что лежит на поверхности.
Однако именно обвинения церкви, предъявленные Булгакову, поверхностны. Они не учитывают его биографию и неправильно трактуют мотивы, которые подвигли писателя к созданию «Мастера и Маргариты». Последний роман М.А. Булгакова—не отрицание Христа, не поддержка гонений на церковь, а обличение общества, пропитанного атеизмом, где властвует Воланд.
«Мастер и Маргарита»--роман загадочный. В нем множество парадоксов и символов. Но, думаю, основная его идея ясно видна—если человек отрекается от Бога, это не дает ему свободы, как говорили атеисты, а ввергает его во власть сатаны, от которого нет защиты, кроме веры.